Вещь должна быть полезной, красивой, долговечной. Она должна быть лучшей в своем роде!

Выше сидишь – лучше едешь?

Есть масса возможностей ездить, возвышаясь в транспортном потоке над другими. Проанализируем преимущества и недостатки высокой посадки.

Туристам, которые всем другим способам познания мира предпочитают автобусные экскурсии, пожалуй, не нужно объяснять, как это здорово – путешествовать, сидя в первом ряду двухэтажного автобуса. Взгляд мечтательно скользит по таким маленьким автомобилям. А ты, вознесшийся над суетой, чувствуешь себя уютно и защищено. Вот если бы еще не протискиваться в узкие двери, да не взбираться по крутым ступенькам…

Впрочем, спустимся на землю – обычные автомобили тоже могут порадовать водителя высокой посадкой. В некоторых из них даже кажется, будто поднялся на этаж выше. Вэны, SUV’ы и модели с высокими крышами (например, Mercedes В-класс или Opel Agila) предлагают водителю замечательный обзор, а посадка в них не сопряжена с какими-либо неудобствами. На так это на самом деле? Или же на пути вверх нас подстерегают ловушки?

Не скроем, у мобильного высокого сиденья есть свои специфические недостатки. Высокий автомобиль сильнее кренится на поворотах, большая лобовая поверхность снижает ускорение при встречном ветре, а худшая аэродинамика означает повышенный расход. Давайте проверим, так ли это хорошо – сидеть выше всех. Все автомобили мы будем оценивать по четырем критериям, а лучших мы определим по сумме оценок.

ОБЗОР: высоко сидишь – далеко глядишь

Эту фразу из сказки мы помним с детства. Действительно, с большей высоты видишь гораздо дальше. Положение дает значительное преимущество, особенно при движении в колонне, когда другие участники дорожного движения не мешают вам видеть то, что происходит далеко впереди.

Существенно влияет на обзор и форма кузова. В вэне, например, видимость в вертикальном секторе обзора в большинстве случаев ограничивается низко расположенной кромкой крыши. Сказывается на обзоре и то, в каком положении сидит водитель на сиденье. Если спинка наклонена под слишком большим углом, у водителя ухудшается видимость над капотом, т.е. увеличивается площадь «мертвого пространства» прямо перед автомобилем. Оптимальным положением на сиденье считается, когда оно поднято как можно выше, а спинка отклонена примерно на 15 градусов. Еще один аспект: невысокие препятствия из высокого автомобиля воспринимаются иначе, чем из низкого. Так, из VW Multivan детская коляска кажется ниже, чем из Porsche 911.

ИТОГ:
Дополнительная высота при любых обстоятельствах помогает сохранить обзор в плотном потоке машин. Но в некоторых случаях и она – не панацея. Как бы высоко вы ни сидели, будьте внимательны и осторожны.
ВЫСОТА ПОСАДКИ: чем выше водитель, тем проще.

Спорное утверждение. При посадке в автомобиль рост водителя имеет значение. По некоторым антропометрическим данным, рост современного землянина от 160 до 190 см. Ими и руководствуются производители. Идеальная высота сиденья составляет от 0,6 до 0,75 см. Высоким людям подниматься с низкого сиденья очень неудобно, а у людей с низким ростом все наоборот – для них посадка в некоторые автомобили сродни восхождению по отвесной стене. Определенную роль играет не только соотношение роста водителя, его веса и комплекции, но и и форма сидений. Ярко выраженная боковая поддержка сиденья удобна в поворотах, но при посадке она же может создавать определенные неудобства.

ИТОГ:
Рост водителя важен. Но не менее важна форма сиденья, высота потолка в салоне и даже ширина порога – все эти детали влияют на удобство посадки в автомобиль.

ХОДОВЫЕ СВОЙСТВА: чем выше, тем комфортнее

Чем выше кузов, тем выше центр тяжести автомобиля. На поворотах и при маневрах влево-вправо, особенно на высокой скорости, появляются крены и раскачивания. Такое поведение автомобиля можно расценивать не только как ухудшение управляемости, но и как угрозу безопасности пассажиров.

В высоком автомобиле внутренние в поворотах колеса менее нагружены, чем в низком. Этот эффект разработчики компенсируют более жесткими пружинами. А они снижают комфортабельность подвески. Современные регулируемые системы подвесок и регулируемые амортизаторы способны практически устранить этот недостаток. На фото отчетливо видно, что на плохих дорогах одинаково сильный крен двух моделей по-разному сказывается на пассажирах. Срабатывают законы физики: если водитель сидит выше (т.е. находится дальше от центра вращения, при этом за радиус окружности принимаем расстояние от дорожного покрытия до головы водителя), его голова описывает большую дугу в сторону. По мере увеличения высоты посадки дуга становится все больше.

ИТОГ:
В высоких автомобилях динамичность и комфортабельность езды тем меньше, чем больше высота посадки водителя отличается от традиционных моделей. Но современные автомобили в большинстве случаев позволяют оптимально перенастроить параметры, что минимизирует недостатки.

БЕЗОПАСНОСТЬ: выше сидишь, безопаснее едешь

Спорное утверждение. Правильнее было бы сказать, что в высоких автомобилях создается иллюзия большей безопасности. Осознание того, что ты лучше других видишь дорогу, успокаивает водителя, он менее напряжен. Большее пространство вокруг и большая масса автомобиля создают впечатление, что «мой автомобиль – моя крепость».
На самом деле высокие автомобили не безопаснее. В VW Tiguan нагрузка на верхнюю часть туловища при столкновении (EuroNCAP, фронтальный удар на скорости 64 км/ч) немного выше, чем в низком Golf‘e. Причина в том, что более высокая посадка водителя в SUV’е при ударе предполагает больший путь движения тела, а ударные нагрузки на верхнюю часть туловища увеличиваются.

При завышенном центре тяжести автомобиля у него большая опрокидывающая сила, возникающая при ударе. Что касается курсовой устойчивости, то современные системы ESP должны удерживать в колее любой раскачивающийся автомобиль – независимо от высоты. Самым важным здесь мы считаем лучший обзор. В плотном дорожном потоке водитель раньше заметит внезапно затормозивший впереди автомобиль и получит выигрыш во времени для принятия нужного решения.

ИТОГ:
Безопасность и ее ощущение – далеко не одно и то же. Но это не означает, что SUV’ы и другие высокие автомобили надо обходить стороной. Многое зависит от самого водителя – его опыта, манеры езды и, конечно же, соблюдения правил дорожного движения.

ОБЩИЙ ИТОГ: самый важный критерий для водителя – он сам

Как оказалось, высота автомобиля не так уж и важна. Например, VW T5 предлагает лучший обзор, но не самый удобный контроль приборной панели. Поэтому мы сосредоточились на размерах, которые позволяют удобную посадку, беспрепятственный обзор приборов и комфортабельный выход из автомобиля. Между дорогой и подушкой сиденья должно быть 60–75 см – это приблизительно та высота, которая нас устраивает. Но не все тестируемые модели укладываются в предложенные нами рамки. Правда, у каждого человека свои размеры и предпочтения. Поэтому, покупая автомобиль, помните, что за рулем сидеть вам, а не кому-нибудь другому.


 

Новости

     Все новости
— 19 сентября 2019, четверг
Volkswagen Tiguan получил новую недорогую версию
подробнее
— 12 сентября 2019, четверг
Китайская компания представила во Франкфурте суперкар, способный разгоняться до 100 км/ч за 1,9 секунды.
подробнее